Эффективный контракт в образовании что это такое?

Содержание

Так ли страшен эффективный контракт?

Эффективный контракт в образовании что это такое?
Apr 20, 2017 · 7 min readФото взято с сайта.

Сегодня в образовательных организациях проводится активная работа по введению эффективных контрактов. Такой контракт станет инструментом управления персоналом и качеством образования. Но так ли эффективен эффективный контракт?

Система образования с каждым годом совершенствуется: принимаются новые стандарты, разрабатывается новая нормативная база. Законодателем было введено и такое понятие, как «эффективный контракт».

Но многие работники образовательной сферы привыкли к определенным условиям и не понимают смысла введения таких новшеств. В основном это связано с отсутствием недостаточной информированности, в частности, касательно вопроса распределения стимулирующих выплат.

Так что же такое эффективный контракт?

На законодательном уровне термин «эффективный контракт» раскрывается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012–2018 годы.

Согласно Программе под эффективным контрактом подразумевается «трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки».

Внимание! Эффективный контракт не является новой формой трудового договора и содержит общие характеристики, определенные в ст. 57 ТК РФ.

Эффективные контракты могут заключаться с работниками организаций, финансируемых из государственного или местного бюджета (педагоги, врачи и др.). Внедрение такого контракта связано с целью установления прямой взаимосвязи между зарплатой работника и качеством оказываемых им услуг.

В чем суть эффективного контракта?

  1. Не изменяет условий трудового договора как формы реализации социально трудовых отношений.
  2. Срочность контракта определяется на усмотрение работодателя.
  3. Может быть обеспечен как финансово, так и путем иного материального стимулирования.
  4. Может быть заключен с конкретным лицом или с группой лиц (например, в рамках подготовки проекта).
  5. Не является стимулирующей выплатой для всех работников.

Многие положения до сих пор достаточно не проработаны законодателем.

«Эффективный контракт без проработки смысловых вопросов, связанных с содержанием и организацией образовательного процесса, фактически становится под вопросом».
Л.Н. Духанина, депутат ГД РФ.

Давайте разберемся, какими документами предусмотрен процесс введения эффективного контракта.

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р.
  3. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р.
  4. Приказ Минтруда РФ № 167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Показатели (критерии) эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления.

Алгоритм действий

Эффективный контракт с работником предполагает осуществление определенной организационной и административной работы руководителя организации.

Отметим два случая оформления эффективного контракта:

  1. С новыми сотрудниками при приеме работодатель заключает новый трудовой договор (расширенный, т.е. эффективный контракт).
  2. С работниками, которые раннее состояли в трудовых отношениях с работодателем. В данном случае необходимо заключить дополнительное соглашение к уже имеющемуся трудовому договору.

И трудовой договор, и дополнительное соглашение заключаются в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись.

Внимание! Во втором случае необходимо предупредить работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее, чем за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). Но при согласии работника соглашение к трудовому договору может быть заключено и ранее (ст. 72 ТК РФ).

Обязательно прописывается в эффективном контракте:

• должностные обязанности работника в полном объеме (по должности в соответствии со штатным расписанием, специальности с указанием квалификации, с указанием конкретного вида работы);• основные критерии оценки эффективности его работы (количественные и качественные);• порядок оплаты труда с привязкой к результатам (условия тарифной ставки, оклада, доплат, надбавок и т.п.); рекомендуется конкретизировать условия компенсационных и стимулирующих выплат (наименование, размер, факторы, обусловливающие получение выплаты, периодичность и др.);• меры социальной поддержки ( условие об обязательном социальном страховании работника и др.);

• сроки.

Основные этапы.

  1. Подготовительный. Нужно понимать, что сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Для начала вам нужно внести изменения в следующие локальные акты организации:• в положение об оплате труда;• в положение о порядке установления стимулирующих выплат, содержащих показатели и критерии оценки эффективности труда работников;•в коллективный договор;

    •в правила внутреннего трудового распорядка.

Важно обсудить такие изменения на собрании работников образовательной организации. Руководителю целесообразно создать комиссию по проведению работы, связанной с введением эффективного контракта.

Кроме того, необходимо разработать критерии и показатели эффективности, а также проанализировать трудовые договоры с работниками на их соответствие нормам об эффективном контракте. При необходимости в них нужно внести изменения.

Остановимся на критериях эффективности.

Без предварительной разработки таких критериев нельзя приступать к заключению эффективного контракта. Образовательная организация должна наметить ориентиры развития в соответствии с государственным заданием, а также убедиться, что она располагает ресурсами, необходимыми для осуществления качественного образования.

Руководителю необходимо установить критерии оценки качества труда работников, количество времени, которое педагог затрачивает на работу, а также определить уровень сложности работы пропорционально заработной плате.

Эффективность труда является определяющим фактором при назначении дополнительного вознаграждения, поэтому такими критериями могут являться стаж, хорошие показатели учеников на экзаменах и т.п.

Существуют рекомендации Минтруда России по разработке критериев эффективности. Согласно им при определении таких критериев должно учитываться:• соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;• соблюдение этических норм;• участие в методической работе и инновационной деятельности организации;• участие в конкурсах;• отсутствие жалоб на качество предоставляемых услуг;

• и др.

Таким образом, если работник будет уверен в том, что за выполнение конкретной функции он получит определенную заработную плату, он будет стремиться качественнее выполнять свою работу.

2. Внедренческий. На данном этапе происходит оформление трудовых отношений путем заключения эффективного контракта. Как было отмечено ранее, заключается либо новый договор, либо дополнительное соглашение.

Прежде, чем заключать контракт, нужно понять его структуру.

Основные составляющие:• общие положения;• предмет договора;• права и обязанности работника и работодателя;• оплата труда;• время работы и отдыха;• социальное страхование;• ответственность сторон;

• сроки.

Где можно ознакомиться с типовой формой контракта?

  1. Для педагогических работников: приложение № 3 Распоряжения Правительства от 26.11.2012 № 2190.

Источник: https://medium.com/direktoria-online/alina-ulyanova-672451dfa3c8

Чем отличается эффективный контракт от трудового договора

Эффективный контракт в образовании что это такое?

Файлы материала:
pdf скачать → (107876 байт)
doc скачать → (21274 байт)

: 24.03.2014 | : 0 | Просмотры: 29886

Начать разговор об эффективном контракте хочу с небольшого экскурса в новейшую историю оплаты труда работников образовательных учреждений России.

— «осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

— упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников;

Данную ситуацию в терминах современных информационно-коммуникационных технологий можно назвать « Система оплаты труда работников образования. Версия 1.0

».

В следующий раз проблема «дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядка определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядка определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления» была рассмотрена в 2008 г. Постановление от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда…»

И это была явно «система оплаты труда работников образования. Версия 2.0

».

И наконец, «обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)», предусмотренное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, утвержденной Распоряжением от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, может претендовать на «Систему оплаты труда работников образования. Версия 2.1».

Понятие эффективного контракта

Эффективный контракт — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы:

— его должностные обязанности;

— условия оплаты труда;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

— меры социальной поддержки.

Давайте попытаемся выяснить: имеются ли различия между эффективным контрактом и обычным трудовым договором?

Конкретизация условий трудового договора, «превращающего» его в эффективный контракт, содержится в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации). Рекомендации утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Рассмотрим их сравнение в виде таблицы.

Трудовой договор

(ст. 57 Трудового кодекса РФ)

Эффективный контракт

(программа, п. 8 Рекомендаций)

1. Определение трудовой функции

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы) (рекомендации).

Примечание: в программе используется термин «должностные обязанности»

Таким образом, мы видим, что при превращении трудового договора в эффективный контракт трудовая функция работника не меняется, ею остаются выполняемые работником должностные обязанности.

2. Условия оплаты труда, компенсации

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты) и стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Примечание: в программе предлагается установить зависимость стимулирующих выплат от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг

Таким образом, мы видим, что изменения касаются того, каким образом определять стимулирующие выплаты.

3. Меры социальной поддержки

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами — включается обязательно;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника — могут быть включены;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи — могут быть включены.

Условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Читайте также  Зачем нужна специальная оценка условий труда?

Читайте так же:  Как оформить дарственную на квартиру

Из анализа этой части таблицы видно, что различия в определении мер социальной поддержки заключаются, по сути дела, в формулировках.

Отличие эффективного контракта от обычного трудового договора в степени детализации того, как прописаны стимулирующие выплаты.

Новым в эффективном контракте является включение в него условий осуществления выплат стимулирующего характера:

— условия получения выплаты;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности;

Таким образом, показателем перехода на эффективный контракт будет служить использование в тексте трудового договора термина «показатели и критерии оценки эффективности деятельности». При определении которых можно использовать Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности».

Переход на эффективный контракт (там, где трудовой договор уже заключен) представляет собой изменение определенных сторонами условий трудового договора. Это изменение и должно быть осуществлено в строгом соответствии с трудовым законодательством РФ.

Это значит, что внесение изменений в имеющиеся трудовые договоры работников в подавляющем большинстве случаев может быть осуществлено только по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ).

В тех случаях, когда работник будет возражать против таких изменений в трудовом договоре, директор попадет в весьма неприятную ситуацию.

Она связана с тем, что без согласия работника директор вправе вносить изменения в трудовые договоры только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 Трудового кодекса РФ).

— изменения в технике и технологии производства;

— совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;

— структурная реорганизация производства.

А изменение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников никак нельзя отнести к изменениям организационных или технологических условий труда, несмотря на то, что изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой изменение условий оплаты труда.

Поэтому детализация всех этих показателей должна быть разумной, и в трудовой договор имеет смысл включать только те компенсационные и стимулирующие выплаты, которые будут регулярными и стабильными.

Важно при этом не забыть указать периодичность и условия получения таких выплат, иначе придется выплачивать их ежемесячно, независимо от результатов деятельности. Относительно тех компенсационных и стимулирующих выплат, которые будут нерегулярными, различными по величине, в трудовой договор (дополнение или изменение трудового договора) лучше всего включить фразу типа: «…а также иные компенсационные и стимулирующие выплаты, порядок, величина и периодичность которых устанавливаются «Положением об оплате труда”».

Такой подход к описанию системы оплаты труда в трудовом договоре вполне корректен, поскольку трудовые отношения регулируются по принципу сочетания государственного (централизованного) и договорного (локального) регулирования (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

При этом необходимо помнить о том, что невключение в трудовой договор каких-либо из прав и (или) обязанностей работника и работодателя, установленных:

— трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,

— локальными нормативными актами,

— условиями коллективного договора, соглашений (а также вытекающих из этих условий),

не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Это значит, что даже в том случае, когда в трудовые договоры конкретных работников не внесены никакие изменения и дополнения, а федеральными и (или) региональными законодательными актами, а также нормативными актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательной организации они предусмотрены, работники обладают в полном объеме предусмотренными правами (в том числе и правом на получение компенсационных и стимулирующих выплат) и в полном объеме исполняют предусмотренные обязанности.

Из вышесказанного становится ясным, что не так страшен эффективный контракт, как его представляют, и бороться с его внедрением просто нет смысла. К его внедрению нужно подойти спокойно и обдуманно!

Считаете нужным его внедрить (или будет письменное указание) — внедряйте!

Однако, чтобы быть в числе «передовиков», успешно реализующих Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, не следует тянуть с его внедрением!

Скорее всего эффективный контракт — это не последняя версия системы оплаты труда работников образования, которую предстоит внедрить с целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в образовательных учреждениях.

Хотя представляется очевидным, что ни эффективный, ни какой иной контракт, никакая система оплаты труда не позволят повысить среднюю заработную плату без увеличения фонда оплаты труда или (и) сокращения численности работников вашего образовательного учреждения.

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Что такое «эффективный контракт»?

Специальный гость журнала «Я кадровик» — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права Уральского государственного юридического университета Светлана Головина — дает разъяснение по очередному вопросу от участника одного из вебинаров, которые проводит проект Контур-Персонал.

Разница между эффективным контрактом и трудовым договором

Вопрос: ТК РФ разрешает заключать только трудовой договор, нигде не сказано, что можно заключить с сотрудником эффективный контракт. На фоне этого можно ли заключать с сотрудником эффективный контракт и называть его эффективным контрактом?

Понятие «эффективный контракт» впервые появилось в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах», где в качестве одной из основных целей бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу было названо обеспечение перехода на «эффективный контракт». Он должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Заметим, что словосочетание «эффективный контракт» было взято в кавычки, что означает определенную условность данного термина.

Читайте так же:  Анкета на гостайну форма 4 образец заполнения

Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (далее — Программа) предусмотрела переход государственных и муниципальных учреждений на систему эффективных контрактов.

В соответствии с разделом IV Программы эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

ТК РФ предусматривает заключение только трудовых договоров (ст. 56, 57, 68 и др.). Приложением № 3 к Программе приведена Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения. Таким образом, заключение с сотрудником эффективного контракта будет противоречить трудовому законодательству. Понятие «эффективный контракт» не подменяет собой понятия «трудовой договор» и даже не означает новой разновидности трудового договора. Скорее, это современный способ стимулирования работников, предполагающий переход на новые условия оплаты труда.

Источник: https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/chem-otlichaetsya-effektivnyj-kontrakt-ot-trudovogo-dogovora/

«Эффективный» контракт в системе высшего образования

Эффективный контракт в образовании что это такое?

«Эффективный» контракта в системе высшего образования: мнение Рукавишниковой Ирины Валерьевны Члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

В течение ряда лет в системе высшего образования активно внедряется система эффективных контрактов. К сожалению, данный процесс очень часто сопровождается конфликтами между преподавателями и администрацией вузов, создающими социальную напряженность в профессорско-преподавательской среде.

Наглядными свидетельствами этих побочных явлений становятся коллективные обращения и петиции, собирающие многочисленных сторонников в социальных сетях, а также обращения преподавателей в государственные органы и суды за защитой своих прав и интересов.

Серьезное звучание эта тема приобретает на площадках публичного обсуждения проблематики в органах государственной власти, а также в официальных заявлениях лиц, занимающих государственные должности.

Впервые необходимость введения критериев повышения оплаты труда в зависимости от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг была обозначена Президентом РФ в Указе от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Позднее в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26 ноября 2012 года появилось понятие эффективного контракта.

Основным отличием эффективного контракта от обычного трудового договора, должно было стать наличие четких показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Одновременно в качестве рекомендованной модели эффективного контракта была предложена примерная форма трудового договора с работниками государственных (муниципальных) учреждений.
Первоначальный замысел конструкции предусматривал вполне, приемлемые условия расчета стимулирующих выплат. Так, примерная форма эффективного контракта в разделе, посвященном вопросам оплаты труда, содержит абсолютно четкие рекомендации относительно необходимости отражения в трудовом договоре условий, размера и периодичности получения стимулирующих выплат, а также показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника.

При этом было определено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, утверждают рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат. Другими словами, Министерство образования и науки РФ должно было разработать соответствующие рекомендации для подведомственных организаций. К сожалению, в сфере образования такие рекомендации до настоящего времени не приняты.

В течение семи лет образовательные учреждения активно внедряли систему эффективных контрактов, фактически «по своему разумению», без четких ориентиров и надлежащего контроля.

Формально показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников устанавливаются локальными нормативными актами образовательных организаций, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности организации в целом.

По сути, в подавляющем большинстве случаев, при установлении критериев эффективности работы преподавателей вузов приоритетное значение придается тем показателям, которые контролируются на вышестоящем уровне, учитываются в различных мониторингах и отражают работу вуза или его руководства. В частности, наиболее «популярные» показатели эффективности связаны с научными публикациями индексируемыми в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Scienc и Scopus, участием в научных конференциях, хоздоговорных работах, привлечением грантов.

При этом дополнительная педагогическая работа (превышение учебной нагрузки, консультирование студентов, разработка и ежегодное обновление фондов оценочных средств, использование в учебном процессе инновационных технологий, разработка авторских методик преподавания, подготовка учебно-методической литературы, участие в мероприятиях воспитательного характера, сверхурочная работа в отпускной период, связанная с подготовкой учебно-методической документации перед началом нового учебного года и т. д.) учитывается крайне редко или вовсе не принимается во внимание.

«Эффективный» контракт: недостатки внедрения

Кроме того, очевидны иные, не менее серьезные недостатки внедрения эффективных контрактов. Так, для выполнения целевых показателей проводится политика оптимизации численности и штата работников, что значительно увеличивает нагрузку преподавателей.

Как правило, в эффективных контрактах не отражаются вопросы социального и пенсионного обеспечения, организационно-финансовой поддержки преподавателя при подготовке учебников, научных статей, участии в научных конференциях, прохождении повышения квалификации и т. п.

Однако самым негативным моментом практического введения эффективных контрактов является то, что они делают непривлекательной работу в вузах для специалистов-практиков и молодых ученых.

Практикующие специалисты, знания и профессиональные навыки которых «как воздух» необходимы будущим выпускникам, редко занимаются научной деятельностью в той мере, которая позволит им получать надбавки к заработной плате, предусмотренные в эффективном контракте.

Молодым ученым нужен «временной разбег» 3–5 лет, позволяющий сформировать эмпирическую основу научного исследования, результаты которого могут быть представлены в виде публикаций в ведущих научных изданиях с высоким индексом цитирования. В противном случае, мы получаем наспех скроенные «макулатурные» опусы, не имеющие научной ценности и перспективы, но формально соответствующие требованиям эффективных контрактов. В таких условиях говорить о серьезном развитии любой научной отрасли, конечно, не приходится.

Кстати, характерной особенностью большинства изданий, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Scienc и Scopus, является наличие научных статей с большим числом авторов (соавторов). И дело отнюдь не в выросшем количестве творческих коллективов, объединенных поиском научной истины, а в том, что для выполнения требований эффективного контракта преподаватели вынуждены объединяться по абсолютно случайному принципу для снижения финансовых затрат на публикацию в нужном вузу издании. К сведению, средняя стоимость публикации в такого рода изданиях колеблется от 400 до 1200 евро.

Читайте также  Степень огнестойкости 2 что значит?

Даже если молодому ученому удастся в короткие сроки осмыслить проблематику, совершить научное открытие и описать его в дорогостоящих научных журналах, то обойти еще одно существенное условие эффективного контракта явно не получится. Речь идет о распространенной практике заключения эффективных контрактов со штатными преподавателями на годичный срок.

В соответствии со ст. 332 Трудового кодекса РФ трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

На практике массовое распространение получили именно «годовые» контракты. При этом более сильная сторона – работодатель фактически диктует условия трудового договора. Преподаватель, как более слабая сторона, вынужден принимать невыгодные и явно унизительные условия труда.

Получается, что самыми «нестабильными работниками» в вузах являются именно те, без которых процесс образование вообще невозможен. В отличие от них, например, работники  бухгалтерии, водители, административно-управленческий и технический персонал принимаются на работу на неопределенный срок.

Не секрет, что годичные трудовые договоры с преподавателями используются как удобный инструмент скорого разрешения противоречий, возникающих между преподавателем и администрацией.
В соответствии с положениями ст.332 ТК РФ в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой им должности, один раз в пять лет проводится аттестация. Однако проведение аттестации не нужно, если с преподавателем заключен срочный трудовой договор, ведь доказать несоответствие занимаемой должности по результатам аттестации гораздо сложнее, чем просто уволить работника по мотиву истечения срока трудового договора.

Очевидно, что практика навязывания педагогическим работникам вузов краткосрочных трудовых контрактов свидетельствует о нарушении их трудовых прав и законных интересов.

Международная организация труда относит срочные трудовые договоры к понятию «неустойчивой занятости» и связывает данное явление со значительным снижением социальных гарантий работников, в частности, отсутствием возможности получить ипотечный кредит для приобретения жилья.

Такая ситуация, безусловно, оказывает серьезное влияние на выстраивание жизненной и профессиональной траектории, поиск более стабильного места работы, принятие решения о создании семьи и т. д.

«Подвешенное» состояние преподавателя в рамках суперсрочных трудовых отношений помноженное на труднодостижимые условия эффективного контракта – это реалии сегодняшней высшей школы.

К сожалению, приходится констатировать, что внедрение системы эффективных контрактов в образовательной сфере не достигло своего основного целевого ориентира – повышения качества образовательных услуг, и дискредитировало саму идею.

Действующая во многих вузах система эффективных контрактов негативно воспринимается педагогическими работниками, создает ситуации социального напряжения, отрицательно отражается на моральном климате в коллективе, что в свою очередь снижает качество работы педагогов и, в конечном счете, уровень профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов.

Необходимыми мерами, которые могут изменить сложившуюся практику, должны стать нормативные ограничения на заключение краткосрочных трудовых контрактов с преподавателями вузов, а также разработка Министерством науки и высшего образования рекомендаций по заключению эффективных контрактов, ориентированных на объективный учет вклада работников в повышение качества образовательной деятельности вуза.
Источник: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации Блог сенатора

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» утвержден

МРОТ: Конституционный суд РФ разъяснил, с какой даты в состав МРОТ не могут включаться «северные надбавки»

О переводе младшего медицинского персонала в уборщики служебных помещений: разъяснения Минздрава России

Источник: https://organizatsiyatruda.ru/trudovye/effektivnyj-kontrakt-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya.html

Переход на эффективный контракт в образовании

Эффективный контракт в образовании что это такое?

Введение эффективного контракта в образовании запланировано на 2012-2018 годы. Решение о переходе утверждено в распоряжении №2190-р РФ.

Что такое эффективный контракт в образовании?

Эффективный контракт в образовании — соглашение, регулирующее трудовые отношения с работниками сферы образования. В документе описаны прямые рабочие функции учителя (педагога), процедура выплаты зарплаты, критерии оценки работы, соцподдержка. Цель введения эффективного контракта в образовании — установить связь между заработной платой и качеством предоставляемых услуг, стимулировать педагога на результативную работу.

Суть перехода на усовершенствованный контракт в образовании:

  • соглашение не изменяет формы реализации социально-трудовых отношений;
  • подписывается с работником или группой лиц;
  • обеспечивается разными типами материального стимулирования;
  • срочность договора определяется работодателем.

Переход на эффективный контракт ставит перед преподавателем задачи:

  • повышение качества оказания услуг;
  • выполнение учебного плана;
  • следование программе развития образовательного учреждения.

От качества работы педагога зависит уровень зарплаты.

Как перейти на эффективный контракт в образовании?

Чтобы перейти на эффективный контракт в образовании, работодатель с сотрудниками оформляет допсоглашение. С новым педагогом (учителем) при трудоустройстве подписывается соответствующего типа соглашение.

Процедура внесения корректировок в трудовые договоры описана в статье 74 ТК. При переходе на вышеуказанную программу в образовании наниматель руководствуется положениями этой статьи. Алгоритм перехода на эффективный договор в образовании:

  • учредить рабочую группу для осуществления перехода;
  • ознакомиться с механизмом аттестации и прогнозированием достижений в учебных организациях;
  • разработать критерии оценивания работы, показатели результативности в качественном и количественном выражении;
  • разъяснить трудовому коллективу задачи, цели, особенности контракта;
  • создать на сайте вуза (школы) раздел по оценке эффективности работы учебной организации;
  • просмотреть трудовые соглашения персонала, проанализировать их соответствие с ТК РФ (ст. 57);
  • скорректировать положение о вознаграждении труда, премиальных выплатах;
  • утвердить отдельные нормативные акты по оплате;
  • детализировать условия выплаты зарплаты, преподавательскую функцию учителя;
  • разработать трудовое соглашение;
  • ознакомить с изменениями сотрудников;
  • откорректировать должностные инструкции;
  • заключить с персоналом эффективный договор;
  • провести мониторинг системы оплаты.

Заключается договор в письменном виде в двух экземплярах: первый вариант — работодателя, второй – педагога (учителя).

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

Сроки перехода

О запланированном переходе на эффективные трудовые отношения работодатель предупреждает педагога (учителя) за 2 месяца. Работнику дают прочесть проект для ознакомления с условиями и для выражения мнения по поводу внесенных изменений. Если педагог (учитель) готов к переходу на новые отношения, эффективный контракт заключается раньше двухмесячного термина. После подписания договор вступает в силу.

Максимальный срок перехода — 2 месяца.

Заполнение контракта

Заполнение эффективного контракта в образовании проходит по правилам:

  • служебные функции отражаются в тексте соглашения, а не в инструкции, как при оформлении обычного трудового договора;
  • должностные полномочия должны соответствовать профстандарту;
  • полное описание критериев оценки работы педагога (учителя);
  • заполнение всех пунктов договора.

Обязательные для заполнения положения эффективного контракта в образовании:

  • место трудоустройства. Если педагог (учитель) работает в базовом образовательном учреждении и в филиале, записываются адреса двух подразделений;
  • трудовые функции. Указывается специальность, квалификация (категория), должность;
  • условия оплаты работы;
  • режим труда, отдыха;
  • длительность оплачиваемого отпуска;
  • соцподдержка.

Бланк эффективного контракта есть в приложении №3 к Программе по усовершенствованию вознаграждения труда. Для ознакомления скачать документ можно по ссылке.

Плюсы и минусы эффективного контракта в образовании

Плюсы перехода на эффективную форму контракта:

  • создание Фонда оплаты работы в учреждении;
  • усовершенствование системы оплаты труда;
  • понимание работником своих задач и функций;
  • наличие надбавки к зарплате за достижения.

Недостатки перехода:

  • трудности адаптации к новым условиям;
  • риск неправильного определения критериев — ведет к неэффективности системы;
  • затраты времени на разработку показателей эффективности, оценки труда;
  • финансовые расходы на переход.

Недочеты при подготовке и переходе на обновленный рабочий договор обернутся проблемами:

  • ненадлежащее прорабатывание показателей, критериев продуктивности ведет к неправомерному осуществлению педагогом функций;
  • если работник не ознакомлен с критериями эффективности, он может лишиться надбавки к зарплате. Плохая мотивация снижает качество работы педагога (учителя), уровень образования студентов (школьников).

Принятие правильных мер при переходе на эффективный контракт в образовании приводит к улучшению качества обучения. Переход в образовании на новый уровень сделает оплату труда справедливой, процесс преподавания – качественным.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/effektivnyj-kontrakt-v-obrazovanii.html

Эффективный контракт педагогических работников

Эффективный контракт в образовании что это такое?

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором:

  • конкретизированы его должностные обязанности,
  • условия оплаты труда,
  • показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг,
  • а также меры социальной поддержки.

Такое определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эффективный контракт в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана общая характеристика эффективного контракта.

Под эффективным контрактом в Программе понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

  • наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Таким образом, юридически эффективный контракт:

  • это детализированный трудовой договор с работником.

Однако основной смысл эффективного контракта не юридический:

  • а экономический и управленческий, и
  • состоит он в создании взаимовыгодных условий для сторон трудового договора.

В течение длительного времени имела место ситуация, когда низкие заработные платы провоцировали работников искать всевозможные способы подработок, от чего страдала основная работа, работодатели не могли добиться выполнения должностных обязанностей, кроме непосредственно влияющих на оплату труда аудиторных часов работы.

Для решения этой проблемы и была сформулирована идея эффективного контракта:

  • ситуации, когда работодатель платит работнику достойную заработную плату,
  • а работник – эффективно, с полной отдачей работает на своей основной работе, и эта концентрация усилий дает результат труда.

Именно так и можно сформулировать идею эффективного контракта – достойная оплата за качественный, результативный труд. 

Эффективный контракт педагогического работника:

  • должен обеспечивать такой уровень заработной платы педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики;
  • конкретный размер заработной платы увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы;
  • заданные педагогическому работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательного учреждения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза,  доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация этого Указа была одним из аспектов введения эффективного контракта с педагогическими работниками. 

Эффективный контракт в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривает следующие принципы и элементы эффективного контракта:

  • в трудовом договоре с каждым педагогическим работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда;
  • условия получения вознаграждений должны быть понятны образовательному учреждению и педагогическому работнику и не допускать двойного толкования;
  • показатели и критерии должны быть измеримыми.

Эффективный контракт и нормирования труда педагогических работников

Эффективный контракт предполагает установление норм труда.

В настоящее время нормирования труда педагогических работников в общем образовании де-факто не существует:

  • централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные не устанавливающие фактический размер заработной платы нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы;
  • такие нормы труда служат для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогических работников.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда ориентирует на повышение эффективности каждого педагогического работника, образовательного учреждения, образовательной отрасли, на дальнейшее совершенствование сложившихся систем оплаты труда педагогических работников.

Читайте также  Отпуск под расчет что это?

В сфере образования понятие эффективности требует дальнейшей корректировки. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами.

Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников:

  • перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы,
  • в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др.

В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта:

  • должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности),
  • а не эффективности.

Проблемы и риски введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника связано с проблемами и рисками:

  • при этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагогического работника;
  • существует риск имитации достижения показателей результативности, который нельзя полностью устранить, риск введения непродуманных показателей, стремление достичь которых только ухудшает реальные результаты образовательного процесса.

Поскольку Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривали поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год:

  • то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, были предоставлены необходимые временные возможности;
  • вместе с тем, и в настоящий момент нельзя констатировать, что принципы и положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогических работников нашли свое полноценное содержательное воплощение в деятельности каждого образовательного учреждения.

Кроме того, система оплаты труда педагогических работников представляет собой поле для постоянного совершенствования, с учетом обстоятельств деятельности образовательного учреждения. Поэтому несмотря на то, что 2018 год уже в прошлом, положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда сохраняют свою актуальность и в настоящее время. 

Перед образовательным учреждением ставятся многоплановые задачи:

  • отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат педагогическим работникам за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;
  • исключения из числа стимулирующих таких выплат педагогическим работникам, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы педагогического работника;
  • обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:
    • на гарантированную часть — оплата за должность и
    • стимулирующую часть — оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности, т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда.

Эффективный контракт педагогического работника предполагает:

  • установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательного учреждения,
  • а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого педагогического работника.

Такое нормирование труда педагогических работников позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого педагогического работника.    

Необходимые для совершенствования эффективного контракта педагогического работника изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном статьей 74 Трудового кодекса РФ:

  • изменения условий оплаты труда педагогического работника признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора, в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению образовательного учреждения,
  • т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе образовательного учреждения, и осуществляется с предварительным уведомлением педагогического работника в письменной форме не менее чем за 2 месяца.

статья 74 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» Трудового кодекса РФ

В случае отказа педагогического работника продолжать работу в предлагаемых условиях:

  • трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса РФ
  • с выплатой 2-х недельного выходного пособия по статье 178 «Выходные пособия» Трудового кодекса.  

Издержки введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника влечет за собой определенные издержки:

  • вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого педагогического работника;
  • эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта педагогического работника:

  • является риск формального совершения данного действия;
  • в этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем;
  • реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта педагогического работника может быть использован для того, чтобы

  • выстроить единую систему требований к персоналу образовательного учреждения, вытекающую из требований к деятельности самого образовательного учреждения, зафиксированной в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах.

В случае, если эффективный контракт педагогического работника будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательного учреждения, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников:

  • тексты трудовых договоров с педагогическими работниками станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательном учреждении,
  • будут работать на достижение ее целей.

В случае же, если такая работа не будет проведена:

  • эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре,
  • без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения. 

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/688-effektivnyj-kontrakt-pedagogicheskikh-rabotnikov

Эффективный контракт с учителем: что в нем должно быть

Эффективный контракт в образовании что это такое?

Фактически, эффективный контракт с учителем – это стандартный трудовой договор, в котором более объемно и конкретно расписаны служебные обязанности учителя, условия вознаграждения за труд, меры социальной поддержки. Им оговариваются также критерии оценки эффективности и понятие стимулирующих выплат, которые должны выплачиваться за фактический результат.

Заключить с работниками эффективные контракты работодатели бюджетной сферы были обязаны до 2020 года в соответствии сГосударственной программой «Развитие образования», принятой Правительством РФ в 2013 году. 

Что должно быть в трудовом договоре, чтобы он считался эффективным контрактом

Эффективный контракт вводился для достижения целей, которые должны быть решены в рамках выполнения программы «Развитие образования»:

  • улучшение качества образования;
  • увеличение заработной платы учителей;
  • минимизация переработок педагогов;
  • повышение престижа педагогического труда и привлечение в эту сферу деятельности молодежи.

Новые требования к организации учебного процесса в образовательных учреждениях предполагают существенное изменение оплаты труда педагогов. Поэтому эффективный контракт или трудовой договор составляют с учетом определенных условий:

  • Обязанности учителя следует четко определить. Из текста договора необходимо исключить размытые формулировки типа «добросовестное отношение к труду».
  • Те выплаты, которые ранее считались стимулирующими,нужно включить в должностной оклад педагога.
  • Оговорить в эффективном контракте с учителем то, что оплата его труда состоит из двух частей: гарантированной (постоянная величина, равная основному окладу) и стимулирующей (переменная величина, выплачиваемая за достижение высокого результата).

Особенно важно, чтобы для оценки эффективности труда работников образования использовались четкие и понятные всем критерии – как количественные, так и качественные. Показатели, используемые для оценки эффективности деятельности педагогов, необходимо разработать и утвердить локальным нормативным актом, с которым должны быть ознакомлены все педагоги.

Таким образом, показатели, по которым будет оцениваться труд конкретного работника, необходимо также включить в эффективный контракт с учителем.

Минобрнауки Россииписьмом от 20.06.2013 3 АП-1073/02рекомендует для оценки эффективности включать в контракт с педагогами, например, такие показатели:

Выбор конкретных показателей, рекомендованных в документе, зависит от квалификации педагога, стажа работы, деятельности его в образовательном учреждении.

Эффективный контракт или трудовой договор

Если учитель принимается на работу по обычному трудовому договору, его трудовая функция оговаривается в документе в общих чертах. Основные обязанности педагога, его права и ответственность перечислены в должностной инструкции. Стимулирующие добавки, составляющие значительную часть фактического дохода учителя,указываются в нормативных актах организации, например, в приказе директора, положении об оплате труда или коллективном договоре. Как можно заметить, заработок учителя при таком регулировании оплаты труда зачастую зависит от решения администрации.

При оформлении эффективного контракта с учителем Министерство труда предлагает прописывать компенсационные и стимулирующие выплаты непосредственно в тексте документа. Здесь же должны быть обозначены условия их получения. Вклад учителя может быть оценен в баллах, процентах и должно быть указание на конкретно выполненную работу. 

Важно понять, что учитель гарантированно будет получать за свою работу только оклад. Стимулирующие надбавки выплачиваются только в том случае, если деятельность педагога соответствует показателям эффективности, принятым в образовательном учреждении.

Для того чтобы упорядочить и упростить составление подобных договоров, а также исключить субъективные оценки и злоупотребления администрации образовательных учреждений, Правительством был утвержден профстандарт. В нем приведены требования к квалификации, дан перечень знаний, навыков, которые должен иметь учитель, а также конкретизированы его функции. Требования профстандарта используются как объективная основа при проведении аттестации.

Как видим, заключение эффективного контракта учителю выгоднее. С новым сотрудником такой контракт можно оформить сразу же, при приеме на работу, а с педагогами, работающими по ранее подписанным трудовым договорам, заключить дополнительное соглашение. Это соглашение должно быть составлено уже с учетом тех требований и особенностей, которые характерны для такого документа, как эффективный контракт с учителем.

Важно, что заключение эффективного контракта с учителем в виде дополнительного соглашения трудовым законодательством квалифицируется как изменение условий трудового договора по решению работодателя в одностороннем порядке. Процедура регламентированастатьей 74 ТК РФ. Это значит, что учителя, с которым планируется заключить дополнительное соглашение, необходимо уведомить об этом в письменном виде, как минимум, за два месяца, как и при любых других изменениях документа.

После того, как со всем педагогическим коллективом школы будут подписаны дополнительные соглашения, руководство издает приказ о введении новой системы оплаты труда.

Условия, которые нужно прописать в допсоглашении или эффективном контракте с учителем

В тексте нового соглашения с педагогом необходимо указать:

  • наименование образовательной организации;
  • трудовые функции (максимально конкретно), с указанием квалификации, должности и специальности;
  • систему оплаты труда с обозначением порядка получения постоянной и переменной части заработка, условий их получения, периодичности и размеров. Здесь же нужно прописать показатели и критерии оценки эффективности;
  • режимы труда и отдыха учителя;
  • периодичность и продолжительность оплачиваемого отпуска;
  • меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

В эффективный контракт можно включить и другие условия, учитывающие особенности работы конкретного образовательного учреждения. Но они не должны ухудшать положение педагога по сравнению с теми гарантиями, что предоставлены ему законами. Например, контрактом можно оговорить особенности учета учебной нагрузки и начисления заработной платы в зависимости от нее.

Эффективный контракт: образец

Переход на эффективный контракт осуществляется на основании соответствующего приказа. Его можно составить в произвольной форме.

Образец приказа о переходе на эффективный контракт учителя (фрагмент)

Скачать образцы приказа и эффективного контракта вы можете внизу статьи.

Форма эффективного контракта с учителем приведена в Постановлении Правительства № 2190-р. Опишем его структуру:

  • В первом разделе «Общие положения» содержится информация о сторонах договора, непосредственном месте работы, дате начала деятельности и сроках договора. При наличии испытательного срока указывается его продолжительность.
  • Во втором и третьем разделах перечисляются права и обязанности учителя и работодателя.
  • В четвертом описываются финансовые взаимоотношения. В нем должен быть указан оклад, положенные дополнительные выплаты,порядок и условия стимулирования эффективного труда.
  • Пятый раздел определяет режим труда и отдыха. Здесь указывается продолжительность рабочего времени, условия предоставления и продолжительность отпуска, а также, если есть, особенности режима в образовательном учреждении.
  • Информация об обязательном социальном страховании работника, а также другие меры социальной поддержки, имеющиеся в учреждении, содержит шестой раздел договора.
  • Иные условия, существующие в учебном заведении, которые работодатель считает необходимым указать,оговариваются в седьмом разделе договора. Они могут быть связаны, например, со спецификой учреждения, региона.
  • Ответственность сторон, условия изменения или прекращения контракта описываются в восьмом и девятом разделах.
  • В последнем, десятом, разделе прописываются заключительные положения, которые предусматривают возможные разногласия и способы их устранения.

Государственной программой предусмотрен перевод всех педагогов образовательных учреждений страны на эффективные контракты до конца 2020 года.Разработчики программы указывают, что мотивация педагогов начнет продуктивно работать при условии, когда стимулирующие надбавки будут составлять не менее половины заработка. И это надо учесть при составлении эффективного контракта с учителем.

Прикрепленные файлы:

  • prikaz-kontract.docx
  • kontrakt-s-uchitelem.doc

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/effektivnyi-kontrakt-s-uchitelem-chto-v-nem-doljno-byt-5e7aeabb75abe14cb2b5847b